06:43 

Как делиться своими знаниями и не обозлиться?

fwrt
life is too short to be taken seriously
Где-то полгода назад я стала свидетельницей трех примерно одинаковых историй среди коллег. Все три — русские, и хотя две живут не в Росии, они пишут русские блоги и публика у них большей частью находится в России.

И каждая из них в какой-то момент начала проект, где очень активно начала делиться знаниями. Совершенно бесплатно. Открыла тематическое сообщество, или группу вконтакте, и давай туда выкладывать полезное. Одна — видео-уроки, другая — пошаговые инструкции с картинками. И ссылки на внешние материалы, и статьи поясняющие. И подробности о своей технике, и описание технологии. В общем — человек в чем-то преуспел, накопил интересных знаний и умений, которые на дороге совсем не валяются, и испытал острое желание поделиться своим знанием с миром. и поучить других людей.



Кончилось большой обидой

А что сделали благодарные читатели? Им дают -— они берут. И все ведь совершенно логично — пришел некий человек и прямо предлагает. А его спрашиваешь вежливо и он на вопросы отвечает. Просишь пояснить — он поясняет. Просишь дополнительных объяснений — он объясняет. Золотой человек, ничего ему не жалко, и наверное приятно делиться этими знаниями, а то бы не заводил такой проект. Ну и люди так обрадовались, и давай там жить, учиться, впитывать, пробовать. Делиться своим первым опытом, разбирать ошибки. Такой бурный благодатный обмен.

А что получили те, кто взялись учить? Получили кучу искренних благодарностей, восхищения и комплиментов. И еще — довольно быстро выросшую аудиторию, потому что на такие подарки быстро сбегаются. Тем не менее — история эта о трех, с которыми вдруг случилось одинаковое. У одной — через 8 месяцев, у второй через год, у третьей — через два. Но они начали в разное время, а закончилось буквально с промежутком в месяц. Думаю, что это просто совпадение. Но закончилось одинаково.

Человек вдруг закрывает проект. Резко. Комментирует одним постом, так что никого ни в чем не обвиняют, и никаких претензий не высказывают. Но в этой заключительной речи слышится большая горечь. Чувствуется, что человек как бы сделал, что хотел. И даже получил, что хотел. И все сделали ровно то, чего от них ожидалось в этой ситуации. Но... После всего вдруг наступило ощущение разочарования, плюс - полное нежелание дальше этим заниматься. Плюс звучит такая нехилая ярость. Человек зол. В его текстах звучит: "Да какого черта" и "Сколько можно".

В трех разных постах, который каждая писала от себя, ни с кем не сговариваясь, чуть ли не слово в слово повторяются некоторые фразы, Вроде: "Я не вижу в этом больше смысла". (А все это время очень даже видели -иначе не делали бы с таким рвением!) И "Вроде все делают то, что в этой ситуации делать естественно, и я сама начала и предложила, но теперь почему-то чувствую себя использованной!" И главное — с особым нажимом и обидой: "У меня появилось ощущение, что тут все вкладываются в себя! А только я - во всех кроме себя!" И еще: "Я не знаю, чего я от них ждала. Признания и благодарности? Я это получила! Денег? Я денег не ждала. Чего-то еще? Я не знаю, чего. Но ощущение вдруг, что меня ограбили."
Одна написала "ограбили", другая — "обидели". Факт, что все констатируют: "Мы знали, что это будет кучей работы — но как-то не рассчитали, оно превратилось в гораздо большую кучу работы, чем ожидалось. И оказалось так неожиданно тяжело", и все добавляют, что все делали добровольно, и прекрасно понимали, что в любой момент могли бы прикрутить гайки - полностью и частично, делать меньше, делать реже, давать не все. Давать часть только за деньги. Но они этого всего не делали. Интересно, что ощущение, с которым они давали больше и больше все сравнивают с жадностью. Хотелось еще и еще - быть еще щедрее, давать больше, чаще, качественнее. И чем больше были вложения, тем больше потом отросла обида. Будто сами дали, и сами потом пожалели.

И еще все говорят: "Вот знаете истории про то, как людям сначала дали бесплатно, а потом попросили денег. Люди заявляют решительный протест и дико возмущаются. Они уже решили, что им бесплатное по рангу положено! И не хотят сдавать свои позиции. Если я раздам бесплатно, а потом попрошу денег, они меня сожрут!" В результате они как бы боятся обидеть приманенную публику. И из-за этого дальеш и дальше дают, то, что на самом деле давать уже расхотели. Т.ею не обижают их - за это обижают себя. А потом их обида становится такой большой, что они, надувшись, отбирают у людей сразу все!

Почему? Не получили должной отдачи? Так получили же. Всего, что формально должны были получить, добились. Они не просили ничего, кроме благодарностей и добрых слов, и внимания. Вот их и получили. Но нет. Оказывается хотелось чего-то другого? Наверное да, хотя даже сами себе не могут в этом открыто признаться. Люди иногда решают человеку что-то дать, сверх того, что он попросил. Но не так часто. Чаще думают, что он больше ничего не просит, значит ему ничего и не надо. И если он незнакомым людям дарит и делает сам, по собственной инициативе, то значит это ему зачем-то надо! И дальше они ни о чем не думают, и просто берут, что дают.

А тут обида...


При этом я знаю многих, кто годами учит, делится, и счастлив.
Почему так похоже сгорели эти трое?


Некоторые сразу сказали: "Потому что это — русские. Они очень потребительски и неуважительно относятся к тем, что им что-то бесплатно дает!"
Я резко не согласна с этим заявлением. Я думаю, что на бесплатный сыр у всех реакция одинаковая! Уверена! И особенно сли рассматривать ситуацию в перспективе длинного срока - вроде года. Может быть в первые 5 минут первые реакции будут как-то различаться, в силу каких-то культуных особенностей. Но через год из этого источника все будут черпать примерно одинаково. с одинаковыми словами, и вести себя будут одинаково. Я думаю, что тут из всех вылезает простая человеческая природа, которая у всех довольно похожая.

Другие сказали: "Потому что это русские! Но не в том смысле, что русская публика как-то неправильно брала. А в том смысле, что русские мастера не умеют сразу запрашивать себе должную цену! А потом жалеют, потмоу что на самом деле чувствуют, что продешевили". Может быть и так — в мои времена у нас не учили "хорошо продавать себя". как сейчас — не знаю.



Когда беседу на эту тему услышал М. он сразу сказал:
- Ой, я готов поспорить, что они совершили пять главных ошибок в отношении "раздачи бесплатных плюшек"!
Мне сразу стало очень интересно, что это за главные ошибки, и я получила ответ.

Первое: надо с первого момента в полной мере осознать, что я тут берусь бесплатно раздавать свое драгоценное знание, тратя на это свое драгоценное время и силы. И решить, что я хочу за это получить. И в идеале надо стремиться получить денег. Когда новичок придумывет, сколько запросить за работу, ему предлагают сначала назвать желанную сумму, со всеми его обоснованиями, а потом умножить ее на три.

Если я хочу отдать что-то из этого без денег (по разным причинам), то обязательно должно быть озвучено другое, что хочу получить: слава, признание, поддержка, внимание СМИ и.т.д. После этого все сказанное тоже надо умножить на три. а т.к. "хочу признания" нельзя умножить на три, надо решиться отдавать за деньги, славу и внимание только треть того, что у меня есть, а за остальное таки попросить денег. Если деньги решено не брать в любом случае — разделить на три запланированные вложения.

Второе: Независимо от того, участвуют ли в этом деньги, у автора такого проекта должен быть план на предмет того, какую конкретно пользу он извлечет из того, что он это делает. Т.е он должен этим проектом преследовать хоть какую-то корыстную цель для себя. И у всего этого должен быть дедлайн!

Например, объяснение, что "я все равно делаю эту работу — так я ее по ходу отфографирую и опишу — и будет мне еще публикация" — это плохое объяснение. "Мне будет еще публикация" — это ничтожное преимущество. При этом снимать и описывать всю работу, вместо того, чтобы просто ее спокойно делать — это прибавление кучи проблем к ситуации, которая ранее была комфортной и простой.
К тому же не надо упускать фактор "делиться драгоценными знаниями невесть с кем" — это е просто так, это очень драгоценный подарок, и надо хорошо подумать, что вам за это будет. Набежавшие готовые принять ваш подарок и убежать — это мало. Надо при этом проворачивать некий план.

Например: "Я все это попишу и поснимаю, потом из всех этих материалов сделаю книгу". Причем с дедлайном: "Через год"!
Или "Я прославлюсь как хороший педагог с кучей знаний, и потом открою школу или платные курсы, и у меня уже будет публика, которая меня порекламирует". (Тоже — через столько-то времени.)
Или "Собравшейся аудитории я вскоре начну с выгодой для себя продавать материалы, нужные для занятий этим делом".
Или: "Через полгода после начала проекта я часть материалов сделаю доступными только за деньги".
Какая-то вот такая, прямая и заметная выгода должна мелькать на горизонте. Для того, кто так вкладывается. Причем на хорошо отмеченном горизонте.

Третье: Нужно заранее четко ограничить вложения и потом не превышать. Т.е. решил час в неделю — все, пусть останется час в неделю. Чтобы не превратилось вдруг в 8 часов в день.

Четвертое: Надо обязательно продолжать работать над собственным ростом. Вот у нас есть работа, которую надо делать каждый день, а есть работа над собой - работа над своим развитием. Часто, когда начинаешь в свободное время учить других, остается время только на работу. А еще при этом самому куда-то расти — некогда. В результате получается вот это: "тут растут все, коме меня, и скоро они все меня перерастут, потому что они (с моей же помощью) стремительно движутся вверх, а я (из-за них) топчусь на месте".

Пятое — Хотя это — самый простой и привлекательный вариант, никогда нельзя выкладывать то, что как раз сам делаешь. Т.е. вот поработал сегодня над своим актуальным заказом, или творческим планом, при этом все заснял. Потом после работы оформил пост о процессе и выложил. Нельзя. Хотя понятно, что очень хочется - ведь человек все во время работы так сделал, что у него сразу получился материал для публикации. На самом деле эта работа только что свершилась, она сырая, человек ее сам еще не пережил. Еще не известно, какая работу ждет судьба. Как она продастся или не продастся, как пойдет, какие истории притянет. Какие чувства вызовет, с какими событиями и переживаниями в жизни свяжется. Вот когда оно проехало хотя бы на полгода — тогда можно людям показывать. И опыт показал, что при таком раскладе минимум треть материалов отвалится, потому что через какой-то срок непременно созреет внутри нежелание от этого показывать процесс ли делиться именно этим секретом. А если так не делать, то про эту самую треть со времене отрастет ощущение: "не надо было показывать". Особенно это касается выдавания процесса, секретов и полезных знаний. Сам процесс работы и обучения для человека очень личный и интимный. И он не способен сразу решить, что именно из пережитого пригодно для вываливания в массы.

Я спросила, где дают такие пять правил о бесплатных плюшках. Больно легко оно от зубов отскакивает. Явно видно, что тема не новая и хорошо проработанная. М. сказал, что в финансовой академии. :-)

Т.е.
1) Надо запросить за свой труд цену, а потом как-то умножить ее на три.
2) Надо иметь (помимо всех остальных планов) минимум один стратегический план на тему "что именно этот проект - хорошо офорленные объяснения - принесет лично мне?" (Как можно более конкретного и материального.)
3) Поставить лимиты и не превышать.
4) Пока учишь чему-то других, сам должен их в чем-то новом обгонять. Т.е. работать над своим развитием тоже.
5) Не показывать свежее - отдавать людям только то. что уже переболел и пережил.

@темы: как это работает

   

Мой цитатник

главная